Posted in Налоги
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налогоплательщики и плательщики сборов наделены ,
обеспечивающими гарантии правового режима их функционирования. К ним относятся:
• получение от налоговых органов бесплатной информации о функционировании налоговой системы;
• использование налоговых льгот при наличии соответствующих оснований;
• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;
• зачет или возврат сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пени, штрафов;
• представление своих интересов в налоговых правоотношениях лично либо через представителя;
• представление налоговым органам пояснений по исчислению и уплате налогов, актам проведенных налоговых проверок;
• присутствие при проведении выездной налоговой проверки;
• получение копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов;
• обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц;
• соблюдение налоговой тайны;
• возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц и др.
Соблюдение прав налогоплательщиков означает, что при выполнении ими в полном объеме своих обязанностей по уплате налогов к ним не могут предъявляться какие бы то ни было иные требования.
К обязанностям налогомателыциков относятся:
• уплата установленных законами налогов;
• постановка на учет в налоговых органах;
• ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения;
• представление в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, информации и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
• устранение выявленных налоговыми органами нарушений законодательства;
• обеспечение сохранности в течение четырех лет данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
• другие обязанности, предусмотренные законами.
Организации и индивидуальные предприниматели, кроме перечисленных выше обязанностей, должны сообщать в налоговый орган:
• об открытии или закрытии счетов;
• об участии в российских и иностранных организациях;
• об обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации;
• об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации;
• об изменении своего местонахождения или местожительства.
В налоговых правоотношениях существует особая категория лиц —
налоговые агенты. На них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов. Они имеют те же права, что и н&югоплатыыцики.
Налоговые агенты обязаны:
• правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты и внебюджетные фонды соответствующие налоги и сборы;
• сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты и внебюджетные фонды налогов;
• представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.
Помимо налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов существуют сборщики налогов и сборов, осуществляющие прием от налогоплательщиков или плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет. Это чюгут быть государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика — организации являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или учредительных документов. Законными представителями физического лица являются лица, наделенные таким правом в соответствии с гражданским законодательством.
Уполномоченным представителем налогоплательщика является физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и др. Уполномоченный представитель действует на основании доверенности.
Объектами налогообложения являются:
1) операции по реализации товаров, работ, услуг;
2) имущество;
3) прибыль;
4) доход;
5) стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг,
6) иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.
Реализация товаров, работ, услуг — передача (обмен) на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В отдельных случаях реализацией признается передача права собственности на товары, результат выполненных работ одним лицом для другого лица на безвозмездной основе.
Реализацией товаров, работ, услуг в целях налогообложения не является:
• осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты, кроме целей нумизматики;
• передача имущества организации сс правопреемнику при реорганизации этой организации;
• передача имущества некоммерческим организациям для осуществления основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
• передача имущества, носящая инвестиционный характер, включая вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества — договору о совместной деятельности, паевые взносы в паевые фонды кооперативов;
• передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из него, а также при распределении имущества между участниками при его ликвидации;
• передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества — договора о совместной деятельности или его правопреемнику в случае выдела его дали из имущества, находящегося в общей собственности участников, или раздела имущества;
• передача жильгх помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда в ходе приватизации;
• изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность других лиц бесхозяйных и брошенных вещей, животных, находок, кладов и др.
Для полноты исчисления налогов большое значение имеют принципы расчета цены товаров, работ и услуг, а также доходов, с которых взимаются налоги.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки, которая должна соответствовать уровню рыночных цен. Налогоплательщики заинтересованы в занижении цен, которые официально указаны в документах на товары, работы, услуги, так как в этом случае снижается налогооблагаемая база. Разница между фактической ценой реализации и ценой, указанной в документах, образует так называемую «теневую» часть выручки от реализации. Поэтому чем больше такое расхождс- нис в ценах, тем меньше налогов поступает в бюджет, тем выше доля теневого оборота. В соответствии с НК РФ налоговые органы в ходе контроля полноты исчисления налогов проверяют правильность применения цен:
• по сделкам между взаимозависимыми лицами (если доля участия одной организации в другой составляет более 20%, если одно физическое лицо подчиняется другому по должности, если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойства, усыновления, опекунства);
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени.
В случае когда цены товаров, работ, услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются более чем на 20% рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, налоговый орган может вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных по рыночным ценам.
Рыночная цена в целях налогообложения — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородных товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических условиях. Идентичнылш признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными являются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и тс же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении и признании рыночной цены товара, работы, услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках.
Рыночная иена определяется с учетом надбавок или скидок, обусловленных:
• сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары, работы, услуги;
• потерей товарами потребительских свойств;
• истечением или приближением даты истечения сроков годности либо реализации товаров;
• маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ, услуг на новые рынки;
• реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Теперь рассмотрим принципы определения доходов. Это важно в связи с тем, что прямые налоги взимаются именно с доходов.
Даход, как база для исчисления налогов, представляет собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, получаемую налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Особой разновидностью доходов являются дивиденды и проценты. Дивиденд — это доход, пол>чснный участником организации при распределении прибыли по акциям и долям пропорционально участию в уставном (складочном) капитале этой организации. Процент — это заранее заявленный или установленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по денежным вкладам и долговым обязательствам любого вида.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления уполномоченным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также за счет другого имущества налогоплательщика. Налог с юридических лиц взыскивается в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет и внебюджетный фонд, а также если на момент предъявления в банк поручения налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Если обязанности по уплате налогов не исполнены, то к налогоплательщику применяются меры принудительного воздействия. К ним относится обращение взыскания на денежные средства нало- гоплателыцика-организации или налогового агента — организации в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление средств в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Налоговый орган имеет право обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента. В этом случае взыскание производится последовательно в отношении наличных денежных средств, имущества и готовой продукции, не участвующего непосредственно в производстве товаров, сырья и материалов, основных средств, имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности, другого имущества.
По-иному осуществляется взыскание налога в случае неисполнения обязанности налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом — физическим лицом. Для этого налоговый орган наделен правом обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества.
Обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Рассмотрим порядок исчисления налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая база — стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и других данных об объектах, подлежащих налогообложению. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
Налоговый период — календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Большое значение для налогоплательщиков имеют льготы — преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или сборы либо уплачивать их в меньшем размере, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Льготы по налогам и сборам не носят индивидуального характера.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени. Налог уплачивается, как правило, разовым платежом в размере всей начисленной суммы в наличной или безналичной форме.
Недоимка (сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок), числящаяся за отдельными плательщиками, взыскание которой невозможно, относится к безнадежной и списывается так же, как и безнадежная задагженность по пеням.
Возможно изменение срока уплаты налога в отношении всей его суммы, подлежащей уплате, либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Такое изменение осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Срок уплаты налога может бьпъ изменен под залог имущества либо при наличии поручительства.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога — изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• причинения ущерба налогоплательщику в результате обстоятельств непреодолимой силы;
• задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
• угрозы банкротства;
• если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
• если производство и реализация товаров, работ, услуг носят сезонный характер;
• других оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Отсрочки или рассрочки могут быть предоставлены по одному
или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на время от трех месяцев до года при наличии форс-мажорных обстоятельств. задержке финансирования из бюджета или оплате выполненного государственного заказа, угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога представляет собой налоговый кредит.
В договоре о налоговом кредите устанавливаются:
• сумма задолженности;
• срок действия договора;
• проценты, начисляемые на сумму задолженности;
• порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;
• документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
• ответственность сторон.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит предоставляется по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение предприятием особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление предприятием особо важных услуг населению.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не белее 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
Требование об уплате налога — это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Оно направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней; приостановлением операций по счетам в банке; наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или другим налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, а судом — в порядке искового судопроизводства.
Налогоплательщик обязан составлять отчетность. К ней относится, в частности, налоговая де ют рация. Это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговую декларацию представляет каждый налогоплательщик по каждому налогу в налоговый орган по месту налогового учета. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он может вносить в нее необходимые дополнения и изменения. источник: https://finances.social/