ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 Налогоплательщики и плательщики сборов наделены ,
обеспечивающими гарантии правового режима их функционирова­ния. К ним относятся:

• получение от налоговых органов бесплатной информации о функционировании налоговой системы;

• использование налоговых льгот при наличии соответствую­щих оснований;

• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инве­стиционного налогового кредита;

• зачет или возврат сумм излишне уплаченных (излишне взы­сканных) налогов, пени, штрафов;

• представление своих интересов в налоговых правоотношени­ях лично либо через представителя;

• представление налоговым органам пояснений по исчислению и уплате налогов, актам проведенных налоговых проверок;

• присутствие при проведении выездной налоговой проверки;

• получение копии акта налоговой проверки и решений нало­говых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате на­логов;

• обжалование актов налоговых органов и действий их долж­ностных лиц;

• соблюдение налоговой тайны;

• возмещение в полном объеме убытков, причиненных неза­конными решениями налоговых органов или незаконными дейст­виями их должностных лиц и др.

Соблюдение прав налогоплательщиков означает, что при вы­полнении ими в полном объеме своих обязанностей по уплате на­логов к ним не могут предъявляться какие бы то ни было иные тре­бования.

К обязанностям налогомателыциков относятся:

• уплата установленных законами налогов;

• постановка на учет в налоговых органах;

• ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложе­ния;

• представление в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, информации и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

• устранение выявленных налоговыми органами нарушений законодательства;

• обеспечение сохранности в течение четырех лет данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчисле­ния и уплаты налогов;

• другие обязанности, предусмотренные законами.

Организации и индивидуальные предприниматели, кроме перечис­ленных выше обязанностей, должны сообщать в налоговый орган:

• об открытии или закрытии счетов;

• об участии в российских и иностранных организациях;

• об обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации;

• об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвида­ции или реорганизации;

• об изменении своего местонахождения или местожительства.

В налоговых правоотношениях существует особая категория лиц —

налоговые агенты. На них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствую­щий бюджет или внебюджетный фонд налогов. Они имеют те же права, что и н&югоплатыыцики.

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты и внебюджетные фонды соответствующие налоги и сборы;

• сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невоз­можности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задол­женности налогоплательщика;

• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты и внебюджетные фонды налогов;

• представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

Помимо налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов существуют сборщики налогов и сборов, осуществляющие прием от налогоплательщиков или плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет. Это чюгут быть государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика — организации являются ли­ца, уполномоченные представлять организацию на основании зако­на или учредительных документов. Законными представителями физического лица являются лица, наделенные таким правом в со­ответствии с гражданским законодательством.

Уполномоченным представителем налогоплательщика является физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогопла­тельщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных вне­бюджетных фондов и др. Уполномоченный представитель действует на основании доверенности.

Объектами налогообложения являются:

1) операции по реализации товаров, работ, услуг;

2) имущество;

3) прибыль;

4) доход;

5) стоимость реализованных товаров, выполненных работ, ока­занных услуг,

6) иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Реализация товаров, работ, услуг — передача (обмен) на воз­мездной основе права собственности на товары, результаты выпол­ненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В отдельных случаях реализацией признается передача права собственности на товары, результат выполненных работ одним ли­цом для другого лица на безвозмездной основе.

Реализацией товаров, работ, услуг в целях налогообложения не является:

• осуществление операций, связанных с обращением россий­ской или иностранной валюты, кроме целей нумизматики;

• передача имущества организации сс правопреемнику при ре­организации этой организации;

• передача имущества некоммерческим организациям для осу­ществления основной уставной деятельности, не связанной с пред­принимательской деятельностью;

• передача имущества, носящая инвестиционный характер, вклю­чая вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества — договору о совместной деятельности, паевые взносы в паевые фонды коопера­тивов;

• передача имущества в пределах первоначального взноса уча­стнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из него, а также при распределении имущества между участниками при его ликвидации;

• передача имущества в пределах первоначального взноса уча­стнику договора простого товарищества — договора о совместной деятельности или его правопреемнику в случае выдела его дали из имущества, находящегося в общей собственности участников, или раздела имущества;

• передача жильгх помещений физическим лицам в домах го­сударственного или муниципального жилищного фонда в ходе при­ватизации;

• изъятие имущества путем конфискации, наследование иму­щества, обращение в собственность других лиц бесхозяйных и бро­шенных вещей, животных, находок, кладов и др.

Для полноты исчисления налогов большое значение имеют принципы расчета цены товаров, работ и услуг, а также доходов, с которых взимаются налоги.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки, которая должна соответствовать уровню рыночных цен. Налогоплательщики заинтересованы в за­нижении цен, которые официально указаны в документах на това­ры, работы, услуги, так как в этом случае снижается налогообла­гаемая база. Разница между фактической ценой реализации и це­ной, указанной в документах, образует так называемую «теневую» часть выручки от реализации. Поэтому чем больше такое расхождс- нис в ценах, тем меньше налогов поступает в бюджет, тем выше доля теневого оборота. В соответствии с НК РФ налоговые органы в ходе контроля полноты исчисления налогов проверяют правиль­ность применения цен:

• по сделкам между взаимозависимыми лицами (если доля участия одной организации в другой составляет более 20%, если одно физическое лицо подчиняется другому по должности, если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойст­ва, усыновления, опекунства);

• по товарообменным (бартерным) операциям;

• при совершении внешнеторговых сделок;

• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени.

В случае когда цены товаров, работ, услуг, примененные сторо­нами сделки, отклоняются более чем на 20% рыночной цены иден­тичных (однородных) товаров, работ, услуг, налоговый орган может вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных по рыночным ценам.

Рыночная цена в целях налогообложения — это цена, сложив­шаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке иден­тичных, а при их отсутствии — однородных товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических условиях. Идентичнылш признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные при­знаки. Однородными являются товары, которые имеют сходные ха­рактеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и тс же функции и быть коммерчески взаимозаме­няемыми.

При определении и признании рыночной цены товара, работы, услуги используются официальные источники информации о ры­ночных ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках.

Рыночная иена определяется с учетом надбавок или скидок, обусловленных:

• сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары, работы, услуги;

• потерей товарами потребительских свойств;

• истечением или приближением даты истечения сроков год­ности либо реализации товаров;

• маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продви­жении товаров, работ, услуг на новые рынки;

• реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Теперь рассмотрим принципы определения доходов. Это важно в связи с тем, что прямые налоги взимаются именно с доходов.

Даход, как база для исчисления налогов, представляет собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, полу­чаемую налогоплательщиком от источников в Российской Федера­ции и за ее пределами.

Особой разновидностью доходов являются дивиденды и про­центы. Дивиденд — это доход, пол>чснный участником организации при распределении прибыли по акциям и долям пропорционально участию в уставном (складочном) капитале этой организации. Про­цент — это заранее заявленный или установленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по денежным вкладам и долго­вым обязательствам любого вида.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законода­тельством о налогах и сборах.

Налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обя­занности по уплате налога является основанием для направления уполномоченным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
 
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установ­ленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а так­же за счет другого имущества налогоплательщика. Налог с юридиче­ских лиц взыскивается в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налого­плательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет и внебюджетный фонд, а также если на момент предъявления в банк поручения налогопла­тельщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удов­летворения всех требований.

Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излиш­не уплаченных или взысканных сумм налогов. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается вы­полненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Если обязанности по уплате налогов не исполнены, то к нало­гоплательщику применяются меры принудительного воздействия. К ним относится обращение взыскания на денежные средства нало- гоплателыцика-организации или налогового агента — организации в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налого­плательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление средств в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Налоговый орган имеет право обратить взы­скание налога за счет имущества налогоплательщика или налогово­го агента. В этом случае взыскание производится последовательно в отношении наличных денежных средств, имущества и готовой про­дукции, не участвующего непосредственно в производстве товаров, сырья и материалов, основных средств, имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности, другого имущества.

По-иному осуществляется взыскание налога в случае неисполне­ния обязанности налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом — физическим лицом. Для этого налоговый ор­ган наделен правом обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества.

Обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой органи­зации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Рассмотрим порядок исчисления налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой ба­зы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая база — стоимо­стная, физическая или другие характеристики объекта налогообло­жения. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтер­ского учета и других данных об объектах, подлежащих налогообло­жению. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Остальные налого­плательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на ос­нове получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Налоговый период — календарный год или другой период време­ни применительно к отдельным налогам, по окончании которого 

определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежа­щая уплате. Налоговый период может состоять из одного или не­скольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Большое значение для налогоплательщиков имеют льготы — преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или сборы либо уплачивать их в меньшем размере, предоставляемые отдельным категориям платель­щиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Льготы по налогам и сборам не носят индивидуального характера.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушени­ем срока уплаты плательщик уплачивает пени. Налог уплачивается, как правило, разовым платежом в размере всей начисленной суммы в наличной или безналичной форме.

Недоимка (сумма налога или сбора, не уплаченная в установ­ленный законодательством срок), числящаяся за отдельными пла­тельщиками, взыскание которой невозможно, относится к безна­дежной и списывается так же, как и безнадежная задагженность по пеням.

Возможно изменение срока уплаты налога в отношении всей его суммы, подлежащей уплате, либо ее части с начислением процен­тов на неуплаченную сумму налога и сбора. Такое изменение осу­ществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, ин­вестиционного налогового кредита. Срок уплаты налога может бьпъ изменен под залог имущества либо при наличии поручительства.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога — изменение срока упла­ты налога при наличии соответствующих оснований на срок от од­ного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется налого­плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• причинения ущерба налогоплательщику в результате обстоя­тельств непреодолимой силы;

• задержки финансирования из бюджета или оплаты выпол­ненного государственного заказа;

• угрозы банкротства;

• если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

• если производство и реализация товаров, работ, услуг носят сезонный характер;

• других оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Отсрочки или рассрочки могут быть предоставлены по одному

или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на время от трех месяцев до года при наличии форс-мажорных обстоя­тельств. задержке финансирования из бюджета или оплате выпол­ненного государственного заказа, угрозе банкротства в случае еди­новременной выплаты налога представляет собой налоговый кредит.

В договоре о налоговом кредите устанавливаются:

• сумма задолженности;

• срок действия договора;

• проценты, начисляемые на сумму задолженности;

• порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

• документы об имуществе, которое является предметом зало­га, либо поручительство;

• ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое из­менение срока уплаты налога, при котором организации при нали­чии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит предоставляется по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогопла­тельщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• проведение НИОКР либо технического перевооружения соб­ственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от за­грязнения промышленными отходами;

• осуществление внедренческой или инновационной деятель­ности, в том числе создание новых или совершенствование приме­няемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение предприятием особо важного заказа по социаль­но-экономическому развитию региона или предоставление пред­приятием особо важных услуг населению.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен преду­сматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму креди­та, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита процен­ты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не ме­нее 1/2 и не белее 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Требование об уплате налога — это направленное налогопла­тельщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплачен­ную сумму налога и пени. Оно направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, пору­чительством, пеней; приостановлением операций по счетам в бан­ке; наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или другим налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производит­ся налоговым органом по месту учета налогоплательщика без на­числения процентов на эту сумму. Зачет суммы излишне уплачен­ного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на осно­вании письменного заявления налогоплательщика по решению на­логового органа.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налого­плательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного на­лога принимает налоговый орган на основании письменного заяв­ления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, а судом — в порядке искового судопроизводства.

Налогоплательщик обязан составлять отчетность. К ней отно­сится, в частности, налоговая де ют рация. Это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расхо­дах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговую декларацию представляет каждый налогоплательщик по каждому налогу в налоговый орган по месту налогового учета. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При обнаружении налогоплатель­щиком в поданной им налоговой декларации неотражения или не­полноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он может вносить в нее необхо­димые дополнения и изменения. источник: https://finances.social/